Логопеды планируют и осуществляют свою работу в тесном взаимодействии с другими специалистами дома ребенка.
В декретированные сроки логопедами оценивается эффективность обучения и составляется индивидуальный план дальнейшей работы в зависимости от характера выявляемых затруднений с учетом приоритетных задач и зоны ближайшего развития на каждого ребенка.
При логопедическом воздействии на ребенка решаются следующие задачи:
- формирование и развитие потребности в речевом общении
- развитие высших психических функций – восприятия, внимания, памяти, мышления, речи – через взаимодействие с социумом
- обогащение и обобщение сенсорного опыта через знакомство с предметным миром
- создание предпосылок для перехода от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному, осуществление подготовки для развития абстрактного мышления (чтобы сделать речь осмысленной, а мышление речевым)
На первом году жизни логопед работает над развитием предпосылок к формированию речи через развитие слухового, зрительного, тактильного, двигательного восприятия, эмоциональной сферы ребенка. Происходит стимуляция и при необходимости коррекция развития двигательной функции артикуляционного аппарата, проводится коррекция мышечного тонуса.
На втором и третьем году жизни логопед работает над расширением и уточнением понятийного словаря, воспитанием потребности в речевом общении со взрослыми и сверстниками, расширением активного словаря, развитием грамматического строя и связности речи, занимается формированием и развитием фонематического восприятия и слуха, развитием и коррекцией двигательной функции артикуляционного аппарата, стимулирует развитие речевого дыхания.
Занятия проводятся в отдельном специально оборудованном кабинете, оснащенном необходимыми материалами (методическими и наглядными пособиями, специализированной мебелью).